Электронная почта: mail@sudno1.ru
Основы судовождения
I. Навигация
II. Мореходные приборы и инструменты
III. Морские навигационные карты
IV. Морская лоция
V. Мореходная астрономия
VI. Электронавигационные и радиотехнические средства судовождения
VII. Метеорология
VIII. Океанография
Судостроения XXI века
Статьи

Рекомендуем посетить:

Экспресс.Ру перевозка грузов и почты
Египет Пирамида Джосера
Ветер

Ветром называется горизонтальное перемещение воздуха относительно земной поверхности. Это движение воздуха вызывается неравномерным распределением атмосферного давления на Земле. Из районов с более высоким давлением воздух перемещается в область более низкого давления. Ветер оказывает большое влияние на движение морских судов: вызывает дрейф, волнение и т. д. Поэтому в судовождении постоянно учитывается действие ветра на судно, для чего определяется направление и скорость (сила) ветра.

Скорость ветра определяется в метрах в секунду, узлах и километрах в час. Направление определяется в румбах или градусах и обозначается наименованием той части горизонта, откуда он дует, или, как говорят, "ветер дует в компас". Для измерения скорости ветра на судах применяется ручной анемометр, который для наблюдений в походных условиях выпускается промышленностью в двух видах: МС-13 и МС-61.

Ручной анемометр МС-13 (рис. 87) состоит из крестовины с четырьмя полушариями ("чашками"), обращенными выпуклостью в одну сторону. Вращение крестовины под действием ветра передается системе шестерен, которые связаны с тремя стрелками циферблата. На циферблате счетчика 2 показывается число оборотов крестовины. Перед началом измерения скорости ветра выключают счетчик рычажком 3, расположенным сбоку на кожухе циферблата, и записывают показания. Затем на наветренной

Ручной анемометр

Рис. 87. Ручной анемометр

стороне верхнего мостика поднимают анемометр над головой' держат его таким образом около 5 с, пока крестовина не наберет полную частоту вращения с рычажком включают счетчик анемометра одновременно с кундомером. Через 100 с выключают счетчик, опустив рыча вниз, и опять снимают показания. Разность между вторым и первым показаниями стрелок делят на сто, получают число оборотов крестовины "чашками" за 1 с и с помощью свидетельства, прилагаемого к прибору, переводят в м/с.

Определение  истинного  ветра

Рис. 88. Определение истинного ветра

На судах, находящихся на ходу, наблюдается кажущийся ветер, являющийся векторной суммой истинного и курсового ветра (рис. 88). Курсовой ветер по направлению противоположен курсу судна, а его скорость равна скорости судна. Истинный ветер определяется или графически, или с помощью ветрочета, или круга СМО (Севастопольской морской обсерватории). При графическому способе на листе бумаги прокладывают курс судна и откладывают вектор курсового ветра, скорость которо го равна скорости судна и направлена в корму, и кажущегося. Равнодействующая этих двух векторов даст направление и скорость истинного ветра.

Ветрочет состоит из двух кругов, наложенных друг на друга. На небольшой круглый планшет наклеена миллиметровая бумага, поверх которой на центральной оси свободно вращается целлу-лоидный круг, с нанесенными по краям делениями от (X до 360° и обозначениями румбов. У основания рукоятки планшета укреплена стрелка-указатель. Пользуются ветрочетом следующим образом: целлулоидный накладной круг поворачивают таким образом, чтобы подвести? к указателю градусное деление, соответствующее направлению кажущегося ветра; от центра круга в направлении к указателю откладывают скорость кажущегося ветра в м/с в выбранном масштабе и на конце вектора ставят точку В ( (1 см=1 м/с или 0,5см = | = 1м/с); верхний круг поворачивают до тех пор, пока градусное деление, соответствующее курсу судна, не падает с указателем; в направлении к указателю от центра круга откладывают скорость судна в выбранном масштабе (при этом уз "0,5 м/с) и ставят точку; верхний круг поворачивают до тех пор, пока точки В и К не окажутся на одной прямой, параллельной диаметру, проходящему через центр и указатель, причем точка В должна быть ближе к указателю.

Отсчет градусного деления или румба на круге против стрелки указателя покажет направление истинного ветра, а расстояние, измеренное в принятом масштабе между точками В я К, даст скорость истинного ветра.

На стоянке судна направление ветра можно определить по компасу, заметив, в каком- направлении вытягиваются флаги, вымпелы, дым из трубы. Направление замечают с точностью до 5-10°, которые иногда переводят в румбы, используя при этом для обозначения ветра только четные румбы. Силу ветра в баллах можно определить по его действию на водную поверхность. При этом руководствуются специальной таблицей, так называемой шкалой Бофорта.

Ветер связан с атмосферным давлением и также является весьма изменчивым метеорологическим элементом. Поэтому в большинстве мест земного шара ветер, как правило, носит изменчивый характер как по силе, так и по направлению. Однако при всей изменчивости давления, а вместе с ним и ветра все-таки в каждом географическом районе земного шара наблюдаются какие-то преобладающие, или, как их называют, господствующие ветры. Для тропического пояса наиболее устойчивыми ветрами в течение всего года являются пассаты.

Пассаты — ветры, дующие круглый год от 30-х параллелей обоих полушарий в сторону экватора. При этом в северном полушарии они имеют северо-восточное направление, а в южном - юго-восточное. Скорость пассатных ветров обычно составляет 5-8 м/с (приблизительно 4 балла) и так же, как и направление, постоянна.

Наиболее характерными являются западные ветры в зоне широт 40-60° южного полушария, где они полностью огибают все полушарие. За большие скорости, а отсюда и частые штормы в этой зоне (их повторяемость до 50%) эти широты получили название "ревущих сороковых.

Достаточно устойчивые ветры, меняющие свое направление на противоположное при смене сезонов года, называются, муссонами. Эти ветры охватывают большие географические районы, однако не везде достаточно четко выражены. Наиболее отчетливо они проявляются в районах Юго-Восточной и Южной Азии, Восточной Африки, в прилегающих к ним акваториях Индийского океана, в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Их повторяемость в этих районах превышает 60%. Скорость муссонов не превышает 5-10 м/с.

Ветры, характерные только для данного сравнительно небольшого географического района, называются местными. Их свойства определяются физико-географическими условиями каждого района, и поэтому эти ветры, как правило, имеют собственные, местные, названия, как например, бриз, бора, мистраль, сирокко и т. д.

Бриз — это ветер приморских побережий, который дует днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.

Фен — сухой ветер, дующий с невысоких прибрежных гор на море или в долину.

Бора — сильный холодный порывистый ветер дует с прибрежных гор в сторону моря. Такой ветер у нас особенно заметен в районе Новороссийска

Сирокко — очень теплый и влажный ветер Средиземноморья.
Все права защищены © 2007
sudno1.ru